Тайны Гентского алтаря
На протяжении столетий Гентский алтарь тревожит умы исследователей, искусствоведов со всего мира. За ним закрепилось звание одного из самых загадочных, неоднозначных творений XVIвека. Существует теория о том, что в нем зашифровано послание тамплиеров, указывающее на местоположение Святого Грааля. Недаром, именно его изображение помещено в центр композиции.
Судьба Гентского алтаря полна тайн. Веками за ним охотились коллекционеры со всего мира. Но факты неоспоримы: реликвия всегда возвращалась из долгих путешествий в родной собор.
О невероятной способности шедевра Хуберта ван Эйка, Яна ван Эйка впервые заговорили после окончательного разгрома Наполеона под Ватерлоо. Центральные панели алтаря вернулись на родину после двухвекового заточения на территории Франции. Спустя год цельная коллекция вновь распалась: викарий собора Святого Бавона, движимый желанием восстановить церковь, продал половину створок за бесценок. В процессе перепродаж стоимость «гнилых досок» выросла почти в 100 раз, и волшебные творения нидерландских мастеров осели в немецких коллекциях. Их владельцы поставили перед собой одну-единственную цель: собрать Гентский алтарь полностью.
И такая возможность им представилась в начале Первой Мировой войны. Немецкие войска стремительно наступали, и, казалось, спасения для реликвии нет. Только отчаянные усилия местных священников и прихожан позволили избежать разграбления собора – панели алтаря были спрятаны в надежном месте. В 1920 году по условиям соглашения берлинский музей вернул в Гент недостающие части композиции, путешествующие по миру более века. Казалось, Гентский алтарь воссоединился раз и навсегда…
Но на этом история удивительного творения нидерландских мастеров не заканчивается. В 1934 году бесследно пропала часть полиптиха «Праведные судьи», а спустя еще семь лет «в заложники» нацистами была взята вся композиция, которую переправляли во Францию. Во время войны она размещалась в специально спроектированном музейном городе, перевозилась на самолетах, пряталась и перепрятывалась.
Но, несмотря на все преграды, в 1945 году торжественная месса в соборе была проведена под сенью Гентского алтаря. Место оригинальной панели «Праведных судей» заняло творение современного художника, выполненное на дверце старинного шкафа. Но жители города уверены: когда-нибудь Гентский алтарь воссоединится вновь. Возможно, в этом помогут экстрасенсорные способности людей или современные технологии поиска.