Корабли лежат, разбиты…
По данным Организации Объединённых Наций, дно Мирового океана укрыто останками более 3 миллионов судов, затонувших в разные периоды истории человечества.
Вызывают интерес у мореплавателей и подводных археологов, конечно же, потерпевшие крушение корабли, некогда перевозившие несметные сокровища Нового Света, или потопленные пиратские судна с награбленными драгоценностями.
Людей, увлекающихся изучением непознанного, влекут к себе морские глубины аномальных зон: Бермудский треугольник, Марианская впадина. Они много дали бы, чтобы Океан хотя бы чуть-чуть приоткрыл им свои тайны, подтвердил или опроверг многочисленные догадки.
Но есть группа судов, которые, затонув, вызывают опасение за состояние морских вод и их обитателей. Это, в первую очередь, подводные лодки. Идея их создания принадлежит великому Леонардо да Винчи, хотя все свои чертежи он уничтожил. Документально засвидетельствовано испытание вёсельной подводной лодки в 1620 г. в Темзе. Да и Пётр Первый поощрял разработку «потаённого огненного судна».
В 1914 г. в Германии, а в 1917 г. – в США были спущены на воду первые исследовательские подводные лодки, которые Первая мировая война поставила на службу милитаристским целям.
А с 1946 г. ведётся печальный подсчёт серьёзных аварий на подводных лодках. Менее чем за семь десятилетий произошло 170 таких случаев. Из них на долю Советского Союза и Российской Федерации, унаследовавшей советский подводный флот, выпадает 70 аварий разного рода, на втором месте – США с 35.
Специалисты подразделяют инциденты с участием подводных лодок на классы по уровню сложности: нештатная ситуация (НШ), чрезвычайное происшествие (ЧП), несчастный случай (НС), авария (А) и катастрофа (К). Из общего количества самых сложных аварий (31 катастрофа) 14 произошли на советских и российских подлодках, по 4 – на американских и французских, 3 – на британских. Остальные подлодки принадлежали Китаю, Израилю, ФРГ, Пакистану и Японии.
Самой невезучей оказалась советская К-19 подводная лодка, которая семь раз занесена в печальный список (седьмой раз – под названием КС-19, поскольку с 1979 года была переоборудована в связное судно). За это первый советский атомный ракетоносец получил недвусмысленное прозвище «Хиросима». Каждая оплошность или неполадка могла стать роковой, принести несчастье не только экипажу и родным его членов, но и всему живому вокруг.